Продажа, покупка внутри Евросоюза WDT , VAT-0%, как правильно оформить документы ?

Как правильно оформить сделку с применением НДС(VAT) 0%=WDT, если твоя фирма в Польше совершила продажу внутри Евросоюза?

В Польше есть практика когда налогоплательщик обращается в налоговую с запросом в форме: В бдущем я планирую вот ткаие сделки, по которым будут такие то отчеты, я считаю что мои действия будут законными и трактоваться так то…- пожалуйста выскажите свою позицию.

obama ogorki

* — данный текст максимально точно переводит статью , по этому стиль ( запутанных форм изложения и бесконечных повторений одних и тех же определений оставлен без изменеий)

В ответ налоговый орган письменно либо соглашается с налогоплательщиком либо обознованно не соглашается. И далее уже предприниматель ссылаясь на такой документ ведет сделки и документирует их ссылаясь на итерпретацию. Такая интерпритация налоговой не является законом и может быть оспоренна как предпринимателем так и самой налоговой но все же на 90-95% дает возможность спокойно вести бизнес в Польше.

И ТАК:

Вопрос налогоплательщика: В случае отсутствия оригиналов CMR, достаточно ли будет в качестве документального доказательства применения ставки VAT 0% пакета документов представленного в заявлении ? Фирма счиатет что достаточно, налогова я отвечает:

Интерпретация индивидуальная ( дословно по-польски)
На основании art. 14b § 1 i § 6 ustawy z dnia 29 sierpnia 1997 r. Ordynacja podatkowa (t.j. Dz. U. z 2015 r., poz. 613 ze zm.) oraz § 2 i § 6 pkt 2 rozporządzenia Ministra Finansów z dnia 22 kwietnia 2015 r. w sprawie upoważnienia do wydawania interpretacji przepisów prawa podatkowego (Dz. U. z 2015r., poz. 643), Dyrektor Izby Skarbowej w Katowicach, działając y w imieniu Ministra Finansów, утверждает , что позиция Заявителя представленное в ….z 9 października 2015 r. (data wpływu 16 października 2015 r.) o wydanie interpretacji indywidualnej przepisów prawa podatkowego dotyczącej podatku od towarów i usług w zakresie możliwości zastosowania preferencyjnej stawki podatku dla wewnątrzwspólnotowej dostawy towarów w związku z posiadanymi dokumentami –позиция фирмы ПРАВИЛЬНА.

Обоснование:

В заявлении изложено событие будущее : 
Твоя Фирма в Польше Sp. z o.o. (далее: фирма) является действующим и зарегистрированным плетльщиком VAT, в том числе на нужды сделок внутриевропейских WDT(WNT). В рамках осуществляемой хозяйственной деятельности фирма доставляет( продает) товары фирмам зарегистрированным в иных странах ЕС. Перевозка товара обычно заказывается у специализированных фирм.

В случае, когда товары перевозимые в иные, чем Польша страны ЕС,для фирм зарегистрированных для нужд сделок внутриевропейских в своих странах, сделки эти для фирмы являются операцией WDT. Сделки эти регистрируются и рассчитываются по налогу НДС(VAT) по ставке 0% VAT, если в требуемом сроке фирма имеет доказательства, что товары являющиеся предметом сделки были вывезенны с территории ПОльши и доставленны до покупателяна территории страны члена ЕС но не в Польшу. В соответствии с законом art. 42 ust. 3 ustawy o VAT, Фирма старается получить от перевозчиков ответственных за вывоз товаров из Польши транспорные документы относящиеся к выполненным сделками (например. применяемые в транспорте международном накладную CMR).

В некоторых случаях, по причинам независящим от Фирмы, она не получает оригиналы CMR. Такие ситуации имеют место при сделках на условиях Incoterms FCA (FREE CARRIER — Доставлен до перевозчика), в рамках которых транспорт орагнизует полкупатель , который заказывает доставку данному перевозчику. В итоге получение оригинальных CMR от перевозчика для которого Фирма не является заказчиком может быть затрудненно. В ходе реализациии сделки продажи на условиях FCA Фирма обычно получает доступ только во внутреню систему перевозчика и может контактировать с ним посредством электронных сообщений и по телефону.

В случае отсутствия CMR или существенных трудностей по его получению в нормтивном времени для применения ставки 0% VAT при WDT, подтверждением доставки товара до покупателя в иную страну ЕС есть комплект следующих документов:

1.faktura VAT содержащую спецификацию каждого товара и штук( мест) груза (кроме того детальную информацию по каждой штуке товара на ноте доставки -nocie dostawy),
2.как минимум один из нижеописанных документов:

  1. распечатку из внутренней системы экспедитора ( перевозчика) где можно проверить направление перевозки посылки и ее статус как Доставлена),
  2. подтверждение оплаты товара при опции наложенного платежа или оплаты при доставке,
  3. скан, ксерокопия, факс подтвержденного CMR (персланного по электронной связи),
  4. переписка е-майлом вс покупателем, подтверждающая доставку товара до покупателя.

На основании вышеуказанных документов Фирма хочет учитывать сделки в декларации за данный отчетный период как WDT со ставкой 0% VAT.

Всвязи с описанымвыше ,задан вопрос: 
При отсутствии в документации Фирмы оригиналов CMR, достаточным ли будет для обоснования применения ставки VAT 0% к такой WDT наличие у Фирмы комплекта документов согласно представленному описанию будущей сделки?

Позиция заявителя (Фирмы):
По мнению Фирмы, представленные в описании будущего события( сделки) документы подтверждают доставку товаров будущих предметом WDT до покупателя на территорию иной страны члена ЕС, чем Польша. Эти документы подтверждающие выполнение Фирмой условия , о котором речь в art. 42 ust. 1 pkt 2 ustawy o VAT (вместе подвтерждают они факт вывоза и доставки товаров являющихся предметом сделки WDT до покупателя, находящегося на территории иного государвства члена ЕС чем Польша). Тем самым на их основании Фирма может расчитывать описанные сделки как WDT в декларации за данный отчетный перирод с применением ставки 0% VAT.

Согласно с содержанием art. 42 ust. 1 ustawy o VAT, WDT применяется ставка НДС 0%, при условии что:

  1. налогоплательщик произвел продажу в пользу покупателя имеющего правильный и действующий номер идентификации налоговый для сделок внутри ЕС, присвоенный страной членом ЕС соответствующей покупателю , содержащий двух-буквенный код применяемый к НДС;
  2. налогоплательщик перед окончанием срока по сдаче декларации налоговой за текущий отчетный период, имеет у себя в документации доказательства о том что , товары которые являлись предметом WDT были вывезены с территории Польши и доставлены к покупателю на территорию страны члена ЕС не в Польшу
  3. налогоплательщик сдавая налоговую декларацию, в которой указывает эти сделки, зарегистрирован как плательщик VAT UE.

Доказательствами о которых речь в ust. 1 pkt 2, , будут следующие документы, если они вместе подтверждают доставку товаров продаваемых по процедуре WDT к покупателю находящемуся на территории иной чем Польша страны члена ЕС (art. 42 ust. 3 ustawy o VAT):

  • транспотная документация полученная от перевозчика( экспедитора) ответственного за вывоз товара из Польши, из которой однозначно следует, что товары были доставленны к месту назначенияна территориии иной чем Польша страны ЕС- в случае когда перевозка заказана перевозчику(экпседитору), и есть спецификация каждой штуки товара, груза.

Одновременно применительно к содержанию art. 42 ust. 11 ustawy o VAT, в случае если вышеуказанные документы не подтверждают однозначно доставки товаров к покупателю в иной стране ЕС, доказательствами выполнения WDT могут быть так же иные документы, такие как:

  • переписка торговая с покпуателем, в том числе его заказ,
  • документы касаемые страховки или затрат на фрахт,
  • документы подтверждающие оплату товара,
  • квитанцию от покупателя о принятии товара на територии иной страны ЕС.

Из содержания закона ustawy o VAT следует , что  право налогоплательщика применить преференцию ставки НДС 0% при реализации процедуры WDT зависит в числе прочего от наличия у него документов подтверждающих что, товар был вывезен с территории Польши и доставлен на территоию другой страны ЕС. Из требований закона НЕ Следует! что наличие у налогоплательщика оригинала  CMR есть обязательным условием для применения ставки 0% . В итоге , если налогоплательщик не получил оригиналов транспортных документов от перевозчика, основанием для применения преференций по ставке налога  VAT могут быть иные документы подтверждающие факт доставки товара в другую страну ЕС.

В данной теме необходимо обратить внимание на тот факт что, iż Naczelny Sąd Administracyjny w uchwale podjętej w składzie 7 sędziów (orzeczenie z 11 października 2010 r. o sygn. 1 FPS 1/10), dokonując wykładni przepisu art. 42 ust. 1 ustawy o VAT указал , что „(…) wprawdzie w przepisach art. 42 ust. 3 i 4 ma miejsce ustawowe określenie dokumentów dowodzących, że towary będące przedmiotem wewnątrzwspólnotowej dostawy zostały wywiezione z terytorium kraju i dostarczone do nabywcy na terytorium państwa członkowskiego inne niż terytorium kraju, lecz z uwagi na treść art. 42 ust. 11, pozwalającego na dowodzenie tej okoliczności również innymi — nie tylko wymienionymi w tym przepisie — dowodami, ustawowy katalog dowodowy określony w ust. 3 i 4, nie może być uznany za zamknięty, a tym samym nie wyłącza w tym zakresie stosowania normy art. 180 § 1 O.p., zwłaszcza w sytuacji braku jednoznacznego unormowania formy i trybu pozyskiwania na dokumentach określonych w art. 42 ust. 3 pkt 1 i ust. 4 ustawy, potwierdzenia dostarczenia towarów do miejsca ich przeznaczenia na terytorium państwa członkowskiego inne niż terytorium kraju (Polski). W takim przypadku mamy wprawdzie do czynienia z ustawowymi dowodami wykazania danej okoliczności, jednak w zakresie tylko takim, w jakim przepisy ustawy określają te dowody oraz dane, które powinny one zawierać. Z uwagi jednak na to, że przepisy te nie precyzują jednoznacznie pod względem normatywnym sposobu i formy pozyskania na tych dokumentach potwierdzenia dostarczenia towarów do miejsca ich przeznaczenia na terytorium państwa członkowskiego inne niż terytorium kraju (art. 42 ust. 3 pkt 1) lub do nabywcy w innym kraju członkowskim niż Polska (art. 42 ust. 4 pkt 4), nie można ich uznać za wyczerpująco określające żądane dowody, w sposób który pozwalałby wymienionym w tych przepisach dokumentom na jednoznaczne wykazanie dowodzonej nimi okoliczności”.( коротко :в данном тексте подводится обоснование факта что не только оригианлом CMR  можно доказывать факт вывоза и доставки товара покупателю)

И в следствии вышеуказанной позиции NSA(Начальный Суд Админ) в принятом решении оценил, что для применения ставки VAT 0% , при WDT достаточным есть, что бы налогоплательщик имел некоторые из доказательств о которых речь art. 42 ust. 3 ustawy, дополненные документами указанными w art. 42 ust. 11 ustawy или иными доеазательствами в форме документов, о которых речь в art. 180 § 1 ustawy z dnia 29 sierpnia 1997 r. Ordynacja podatkowa (Dz.U. z 2005 r., Nr 8, poz. 60 ze zm.), если совместно доказявают факт вывоза и доставки товаров являющихся предметом WDT до покпателя находящегося на территории страны члена ЕС, не в Польше.”

В представленном решение NSA занял позицию, что налоговплательщик имеет определенную свободу в выборе документов которыми может доказать выполнение сделки в классификации WDT. Эти документы однако вместе должны подтверждать факт вывоза и доставки товаров являющихся предметом  WDT к покпателю, находящемуся на территории страны члена ЕС, но не в Польше.

Позиция  NSA в решении вышеописанном подтверждается в позже принятых решениях суда  выданных судами (например в решении WSA w Gdańsku z 9 października 2012 r., sygn. I SA/Gd 893/12, решения NSA w Warszawie z 28 października 2011 r., sygn. I FSK 1538/10, решению суда NSA w Warszawie z 21 października 2011 r., sygn. I FSK 1549/10, решению суда NSA в Warszawie z 6 grudnia 2012 r., sygn. I FSK 163/12, wyroku NSA w Warszawie z 20 grudnia 2012 r., sygn. I FSK 133/12).

Аналогичную позицию занимают налоговые органы . На пример, Dyrektor Izby Skarbowej w Poznaniu w interpretacji z 8 stycznia 2014 r. (sygn. ILPP4/443-465/13-6/ISN), указывает что, для применения ставки налога 0% налогоплательщик должен иметь в своей документации доказательства которые вместе подтверждают факт вывоза и доставки товаров являющихся предметом  WDT к покупателю, находящемуся на территории страны члена ЕС, но не в Польше.

В интерпретации 4 lipca 2014 r. (sygn. ILPP4/443-169/14-2/BA) тот же орагн подверждает прямо, что налогоплательщик не должен иметь оригинал CMR. Важным сеть только то чтобы остальные документы содержали информацию из которой следует, факт вывоза и доставки товаров являющихся предметом  WDT к покупателю, находящемуся на территории страны члена ЕС, но не в Польше — совершен.

А в инетрпретации Dyrektora Izby Skarbowej w Katowicach z dnia 17 lipca 2015 r. (sygn. IBPP4/4512-191/15/EK) орган согласился с заявителем, что сообщение  e-mail может подтверждать получение товара покупателем на территории страны члена ЕС, ероме Польши, а значит e-mail нужно квалифицировать как докмент дополняющий , согласнос  art. 42 ust. 11 ustawy o VAT.

Дополнительно нужно обратить внимание , что ограничение права налогоплательщика к применению преференций по ставке 0% НДС  VAT, до случаев когда возможным есть предоставление доказательств выполнения такой сделки в конкретной форме, не находит обоснования в свете  Dyrektywy 2006/112/WE Rady z 28 listopada 2006 r. по делу общей системы налога на добавленнйую стоимость (Dz.U. UE. L. 2006.347.1 ze zm„ далее: Dyrektywa VAT). По сути art. 131 Dyrektywy VAT, освобождения приведенные в розделах 2-9 (w tym zwolnienia dla WDT przewidziane w art. 138 ust. 1 Dyrektywy VAT) применяется на условиях определяемых государствами членами ЕС в целях гарантии правильного и простого применения этих исключений и охраны перед ситуациями уклаонения от уплаты налогов .  Dyrektywa VAT, не определяя вида документов доказывающих факт вывоза товаров (их определение возложенно на каждую старну члена ЕС), одновременно подчеркивает обязательность такого определения условий формальных для преференций по НДС при WDT, что бы сделать простым их применение и что бы результаты не были проттиворечащими целям определенными данной Директивы. По мнению фирмы, в свете вышеописанных регулирований нельзя согласится что только наличие конкретных документов исполнения сделки дает налогоплательщику право применить ставку  0%  для WDT. Приянте такого принципа было бы излишним ограничением доступа налогоплательщиков к применению ставки 0%,гаратнированных Директивой о  VAT.

Tакое же пониамние положений Dyrektywy VAT полдтвенрждают так же приговоры Trybunału Sprawiedliwości Unii Europejskiej w sprawach C-409/04 Teleos plc i in. przeciwko Commisioners of Customs Excise oraz C-146/05 Albert Collée przeciwko Finanzamt Limburg an der Lahn, в которых Трибунал Справедливости определил что очевидным является то, что условия применения освобождения  налогового при  WDT (в Польше: ставки 0%) определяет законодательство внутренее государства члена ЕС, но эти условияне могут выходить за гранциы того что бы правильно собирать налог и исключать налоговые преступления, а особенно не могут нарушать принцип нейтральности налоговой, особенно если факт доставки( сделки) бесспорен. В итоге , согласно с правильным изложением ustawy o VAT каксающейся документации WDT, для доказательства права налогоплательщика применить 0% VAT достаточно иметь документы которые вместе подтверждают что доставка внутриевропейская фактически произошла. Такими документами могут быть указанные в заявлении (упомянутого в начале статьи вопроса налогоплательщика) документы подтверждающие факт вывоза и доставки в иную чем Польша страну ЕС товаров являющихся предметом сделки WDT.

Фирма просит о утверждение правильности ее интерпритации в заявлении.

В свете действующего законодательства Заявитель правильно обосновал свою позицию в будущих сделках.

Согласно с art. 5 ust. 1 ustawy от 11/03/2004 r. o podatku od towarów i usług (t.j. Dz.U. z 2011 r. Nr 177, poz. 1054 ze zm.), далее по тексту » ustawą o VAT», налогообложению налогом от товров и услуг подлежат:

  1. отплатная поставка товаров и услуг на территории Польши;
  2. экспорт товаров;
  3. импорт товаров на территории Польши;
  4. внутриевропейская покупка товаров за вонаграждение не территории Польши;
  5. внутриевропейская поставка товаров.

Согласно  art. 13 ust. 1 ustawy в качестве внутриевропейской поставки товаров, о которой речь в art. 5 ust. 1 pkt 5, понимается вывоз товаров с территории Польши в исполнение действий описанных в art. 7 на терртитории государства члена ЕС иного чем Польша с исключением  ust. 2-8.

Применительно к art. 13 ust. 2 ustawy o VAT przepis ust. 1 применяется при условии, что покупатель товаров является:

  1. плательщиком налога НДС,  идентифицированный на нужды сделок внутриевропейских на территории госyдарства члена ЕС иного чем Польша;
  2. юридическое лицо не являющееся налогоплательщиком налога НДС,  идентифицированное для сделок внутриевропейских,  на территории госyдарства члена ЕС иного чем Польша;
  3. налогоплательщиком НДС или  юрлицом не являющимся плательщиком НДС, действующим в таком характере на территории страны члена ЕС, иного чем Польша, неуказанным в пунктах 1 и2, если прежметом поставки являются акцизные товары, которые согласно закону о акцизном налоге,подлегают процедуре отсроченного акцизного платежа или процедуре перемещения акцизных изделий с оплаченным акцизом;
  4. лицом иным чем указанные в  pkt 1 i 2, действующим ( проживающим) в иной чем Польша стране члене ЕС, если предметом поставки являются новые средства транспорта.

Внутриевропейской поставка будет , если исполняющим продажу будет налогоплательщик о которм речь в art. 15, у которго продажа не освобождена от налога на основании art. 113 ust. 1 i 9, с исключением  ust. 7 (art. 13 ust. 6 ustawy).
Приведенные выше требования указывают , что если вывоз товара наступит в итоге выполнения транзакции с идентифицированным покупателем, с целью поставки( продажи), т.е перенесения на покупателя права собственности и распоряжения вывозимым товаром , класифицируется как – внутриевропейская поставка товаров (WDT) , которой по стороне покупателя соответствует внуириевропейская закупка товаров (WNT).

Согласнос  art. 42 ust. 1 ustawy внутриевропейская поставка товаров подлежит обложению по ставке  0%, при условии что:

  1. продавец совершил поставку в адрес покупателя имеющего правильный и действующий номер идентификационный для сделок внутриевропейских, присвоенный государством  соотеветствующим покупателю, содержащий двух буквенный код применяемый для налога НДС;
  2. налогоплательщик до срока подачи налоговой декларации за данный  отчетный период, имеет в своей документации доказательства, что товары являющиеся предемтов WDT вывезенны с территории Польши и доставленны покупателю на территорию государства члена ЕС иного чем Польша;
  3. продавец сдающий налоговую декларацию, в которой показывает следку  WDT, зарегитсрирован как плательщик как налогоплательщик  VAT UE.

На основании art. 42 ust. 3 ustawy o VAT доказательствами, о которых речь в ust. 1 pkt 2, являются следующие документы, если вмсете подтверждают доставку товаров будущих предметом  WDT к покупателю находящегося на территории государства члена ЕС иного чем Польша:

  1. тарнспортные документы полученные от перевозчика (экспедитора) ответственного  за вывоз товаров с территории Польши, из которых однозначно следует, что товары были доставленны к месту назначения на территории государства чдена ЕС иного чем Польша — в случае когда перевозка заказанна перевозчику ( экспедитору),
  2. (отклонен)
  3. спецификация каждой штуки ( места ) груза
  4. (отклонен)

-с исключением ust. 4 i 5.

Если документы описанные выше не подтверждают однозначно доставку, то доказательствами могут быть иные документы указывающие что совершенна внутриевропейская поставка товаров, а особенно:

  1. переписка с покпуателем , в ом числе его заказ;
  2. документы относящиеся к страховке или затрат на фрахт;
  3. документ подтверждающий оплату за товар, за исключением когда товар поставляется бесплатно, или обязательство покупателя по отношениюк продавцу реализуется в иной форме чем денежная, тогда документ подтверждающий покрытия обязательства;
  4. доказательство приянтия товара покупателем на территории государства члена ЕС иного чем Польша.

Анализ ситуации касающихся регулирования сделок внутриевропейской поставки позволяет на указание двух основных условий, от исполнения которых зависит трактовка сделки как  WDT.

Пеовый из них касается аспекта юридического сделки — его исполнение должно гарантировать что сделка будет квалифицированна как внутревропейское приобретение в государстве назначения и там бедт с нее уплачен налог. Второе условие  касается аспекта фактического сделки- его исполнение позволит на принятие факта что произошел вывоз товара из Польши и его доставка ( перемещение) в другую страну члена ЕС.

Второе условие о котором речь выше, от исполнения которого зависит классификация данной поставки как внутриеропеской, касается удокументирования факта вывоза и доставки его в рамках поставки в стране назначения. Концентрируется он на фактических я не юрижических аспектах сделки. Вышеописанное условие определено прямо в упоминаемом выше art. 42 ust. 1 pkt 2 ustawy o podatku od towarów i usług.

В свете  art. 42 ust. 1, ust. 3 i ust. 11 ustawy o VAT для применения ставки НДС  0% при внутриевропейской поставке товаров достаточным есьб, что бы налогоплательщик имел только некоторые доказательства, окоих речь в art. 42 ust. 3 ustawy, дополненными документами указанными в art. 42 ust. 11 закона или иными доказательствами в форме документов, о которых речь в art. 180 § 1 ustawy Ordynacja podatkowa, если вместе они подтвердят факт вывоза и доставки товаров будущих предметом внутриевропейской поставки к покупателю находящемуся на территории государства члена ЕС но не в Польше.

Всвязи с этим важно что бы документы содержали информацию из которой следует что товар был доставлен в иную страну ЕС.

Из предоставленного заявления Фирмы, следует что Фирма является действующим зарегистрированным плательщиком плательщиком VAT, в том числе для нужд сделок внутриеропейских. В рамках ведения хозяйственной деятельности Фирма поставляет товары контрагентам с адресом регистрации в странах ЕС. Поставки регистрируются как обложенные ставкой 0% VAT, если в положенном сроке Фирма имеет доказательства , что товары будущие предметом сделки  WDT вывезенны с территории Польши и доставленны к покупателю на территорию страны члена ЕС иного чем территория Польши . В соответствии с  art. 42 ust. 3 ustawy o VAT, Фирма страется получить от перевозчиков ответственных за вывоз товаров с терртории Польши документы транспортные касающиеся поставок (например CMR как ТТН ).

В ситуации, когда Фирма по независящим от нее причинам не получает подписанного покупателем ТТН,Фирма собирает нижеуказанные документы из которых однозначно следует , что товары будучи предметом WDT доставленны до места их назначения на территории иной тсраные ЕС чем Польша.

В случае отсутствия  CMR или существенных трудностей с его получением в законом определенном сроке для применения ставки 0% VAT при WDT, подтверждением доставки товарак покупателю является комплект следующих документов:
1.faktura VAT содержащая общую спецификацию товаров каждой штуки товара (кроме того подробную информацию на тему спецификации на каждую штуку товара находятся на ноте доставки),
2.хотя бы 1 из ниже приведенных документов:

  1. рапсечатку или информацию из внутренней системы экспедитора ( перевозчика), где можно проверить направление пересылки и ее статус ( подтверждающий сто посылка в статусе «вручена»),
  2. подтверждение оплаты товара ( при опции оплаты после доставки) ,
  3. скан , ксерокопию, факс подтвержденного CMR (может быть переслан электронным каналом связи) ,
  4. переписка e-mаil с покупателем, подтверждающая доставку товра к нему.

Имея ввиду вышеизложенное- Фирма правильно трактует закон и постановления касающиеся  WDT  в проводимой деятельнсоти и в отчетности за нее.

По предложенной схеме доказательных документов позиция так же верна Но нужно обратить внимание на факт что правильность и оригинальность докмуентов может быть подтвержденна только в ходе наологовой проверки.

Тем самым позиция Фирмы правильная.

Interpretacja indywidualna z 4 stycznia 2016 r., nr IBPP2/4512-890/15/KO — Dyrektor Izby Skarbowej w Katowicach

Удачных продаж товара по процедуре  WDT  со ставкой VAT=0%!!! Для вашей фирмы в Польше!