Как продать товар в Европу Incoterms(2010) DDP ?

Экспорт в Польшу DDP.

Исходное положение:

Покупатель есть, цена и способ оплаты согласованны, но покупатель настаивает на условиях поставки Inkoterms 2010 DDP Warszawa.Incoterms2010

 

Что означает, согласно Википедии:

DDP (англ. Delivered, Duty Paid, букв. «доставлено, пошлина оплачена») — употребляется с указанием места прибытия;ответственность продавца заканчивается после того, как товар доставлен в указанное место в стране покупателя; все риски, все расходы по доставке груза (налоги, пошлины и т. д.), ответственность за порчу и потерю товара, включая пошлины и прочие выплаты, выплачиваемые при импорте, до этого момента несёт продавец, также он несёт ответственность за таможенную очистку; могут быть добавлены положения, освобождающие продавца от оплаты отдельных дополнительных формальностей; данный тип распределения ответственности может использоваться независимо от вида поставки)….

Часто европейские компании, особенно производители и дистрибьютеры товаров навязывают нашим экспортерам такие условия поставки, перекладывая риски и операционную деятельность по сделке на Продавца(Экспортера).

Import do PL

У явления есть свои аргументы, но речь не о них а о том как не присутствуя в стране поставки выполнить такие требования.

Давайте разберем ситуацию подробнее.

Если покупатель настаивает на условиях поставки DDP , значит на экспортера переходят все обязанности по доставке включая таможенную очистку, уплату платежей в бюджет и доставку на склад покупателя .А для покупателя сделка практически ни чем не отличается от приобретения товара у резидента ЕС, и его обязанность по сути лишь выгрузить товар уже находящийся в свободном обращении.

Итак: допуск товара в свободное обращение ( дословно так переводится с польского термин обозначающий совершение всех необходимых таможенных формальностей в стране получателя), далее по тексту назовем эту процедуру таможенной очисткой.

Процедура следующая:

1) Транспортное средство с товаром прибывает в зону действия внутренней таможни ( примем что это автоперевозка) на пограничном переходе в Польше очистка не осуществляется.

Это может быть как зона таможенного контроля, так и паркинг вблизи офиса таможенного агента.

2) Таможенный агент, обязан получить доверенность импортера на предоставление его интересов в таможне. Иногда покупатель может указать конкретного агента с кем имеет договорные отношения.

3) Таможенный агент составляет внутреннюю таможенную декларацию ( вводит данные в специальную базу данных таможни).

При этом он обязан:

— тарифицировать товар присвоив ему таможенный код ТНВЭД ( kod celny);

— проверить преференции по налогам с учетом страны происхождения;

— проверить необходимость дополнительных контрольных процедур обусловленных физическим типом товара ( фито, санитарный, другие варианты контроля сторонних служб);

— рассчитытать суммы таможенной пошлины и НДС (VAT) ;

— заявляет декларацию и груз к таможенному контролю.

Важно знать имеет ли агент доступ к режиму упрощенного таможенного оформления , который позволяет не въезжать на таможенный терминал, а значит оформляться круглосуточно , без очереди и в удобных для перевозчика местах.

Import do PL 2

Все выше описанные операции стандартны и могут быть выполнены любым аккредитованным в таможне Польши агентом ( агентством).

Следующим этапом является физическое внесение ( уплата) таможенной пошлины и НДС ( не рассматриваем тут акцизные товары так как тема емкая а относится только к узкому кругу экспортеров).

1) Таможенная пошлина — может быть уплачена самим экспортером или тем же агентом по поручению экспортера, неудобством будет лишь невозможность заранее точно ее рассчитать, т.к. валютой контракта редко является польский злотый а курс расчета таможня применяет на день заявления .

2) НДС (VAT) — полный аналог НДС действующего в России. Вот с его уплатой есть нюанс, который нужно рассмотреть особо.

Возвращаясь к определению условий DDP :”..все расходы по доставке груза (налоги, пошлины и т. д.),..”

Тут нужна оговорка:

Большинство покупателей понимают абсурдность уплаты налога экспортером, который плательщиком данного налога в данной стране не является, и уплачивают НДС сами на основании декларации выполненной агентом на счет таможни в Национальном банке.

Правда и тут есть исключения — некоторые компании особенно занятые в энерго-секторе или добыче полезных ископаемых имеют специальные режимы расчета с бюджетом по данному налогу ( векселя, отсрочки, квартальный график и.т.п.) или просто внутри компании процесс утверждения обязательства и совершения платежа растянут на несколько дней , а экспортер платит простой перевозчику.

А что если покупатель не настолько “мудр”?

Можно конечно заплатить НДС как и пошлину, но ведь не учтешь этот расход в своей налоговой декларации, а значит это прямая затрата удорожающая сделку.

Выходов из ситуации два:

Первый:

зарегистрироваться плательщиком налога на добавленную стоимость (VAT) в Польше.

Такой процесс возможен с помощью бухгалтерской компании резидента, но по срокам и затратам сопоставим с регистрацией и последующем ведении собственного предприятия в Польше.

Второй:

Воспользоваться услугами посредника, включи его в сделку сначала получателем товара в Польше , а затем поставщиком очищенного товара конечному покупателю.

В Польше есть ряд компаний имеющих статус “доверенного предпринимателя” им позволено уплачивать НДС не в день заявления груза к очистке, а в отчетном периоде ( чаще всего месяц, т.е.25-го числа месяца следующего за отчетным.

Таким образом эти компании в момент таможенной очистки груза уплачивают только пошлину, а закончив поставку реальному покупателю и получив от него стоимость брутто, рассчитываются с бюджетом в свои сроки.

Из-за низкой себестоимости такой услуги ее цена может быть установлена как некая фиксированная сумма не зависящая от суммы контракта, что не создаст значительного увеличения затрат по реализации сделки.

Import do PL 3

Услуги посредника могут быть полезны еще в двух случаях:

1) Когда доставка товара происходит часто в течении месяца. Например вы экспортируете 50 грузовиков в месяц палетной заготовки , тогда вам не нужно 50 раз уплачивать НДС , т.к. это можно сделать раз месяц итоговым платежом. То же самое важно даже если вы поставляете 10 грузовиков но разным покупателям.

2) Оптимальная цена доставки на полный грузовик 20 тонн, а покупатель найден только на 10 тонн. В этом случае вы доставляете посреднику всю партию, он производит таможенную очистку полного объема товара и 10 тонн доставляет имеющемуся покупателю , а на оставшиеся 10 тонн можно искать покупателя еще несколько недель ( при условии ввоза в начале календарного месяца) . При чем найти покупателя на товар который уже очищен и доступен к контролю ( “можно потрогать”) намного проще , чем на товар которого еще нет в стране реализации, при чем покупатель может быть резидентом любой страны ЕС или даже из-за пределов Евросоюза, т.е. товар допущенный в свободное обращение можно далее экспортировать (Норвегия, Швейцария, другие страны).

incoterms 2010

Подводя итог.

Если покупатель настаивает на базисе поставки DDP , возможно достаточно детально разобрать и прописать в контракте обязанности по уплате покупателем в определенные сроки ввозного НДС в бюджет.

При выходе на рынок с партией превышающей объем гарантированной реализации, можно ввозить товар на посредника, это же решение используется когда покупателей несколько, или когда покупатель просит гарантированно по срокам разделить поставку на мелкие партии и доставить в разные точки Евросоюза.

Если поставки производятся часто ( десятки в месяц) имеет смысл поискать посредника со статусом позволяющим не платить НДС в день ввоза товара, а регулировать его по итогам месяца.

Удачных и выгодных поставок в Польшу и другие страны ЕС !